Зачем нужна мелкая моторика и как ее развивать дома и в саду?

"Истоки способностей и дарований детей — на кончиках пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок." В. А. Сухомлинский

В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?

Мелкая моторика — это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трех систем: нервной, мышечной и костной. Развитие мелкой моторики у детей имеет большое значение. Почему?

Развитие мелкой моторики у детей напрямую определяет качество жизни. Огромное количество бытовых действий связано именно с мелкой моторикой: нам приходится застегивать пуговицы и зашнуровывать ботинки, вдевать нитку в иголку.

Учёные доказали тесную связь развития мелкой моторики с развитием речи у ребёнка. Оказывается, речевой центр головного мозга расположен очень близко к моторному центру, который отвечает за движения пальцев. Если стимулировать моторный центр, отвечающий за движения пальцев, то речевой центр также активизируется! Поэтому развитие мелкой моторики необходимо для быстрого и правильного формирования навыков речи.

Развитие мелкой моторики у детей — это естественный процесс, она начинает развиваться еще в младенческом возрасте на базе общей моторики. Ребенок начинает с простых хватательных жестов, потом учится перекладывать предмет из руки в руку, осваивает «пинцетный захват». В два года ребенок уже способен правильно держать ложку и карандаш, начинает рисовать.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.д.

Важные правила в процессе развития мелкой моторики у детей:

  1. Занятия должны напоминать игру, а не уроки в школе. Можно придумать по ходу какую-то забавную историю или даже сказку.
  2. Игры и занятия должны быть систематическими. Даже во время прогулки можно помассировать малышу ручку или насобирать красивых камушков и листочков.
  3. В ходе игры побольше разговаривайте с малышом, ведите диалог, разыгрывайте сценки.
  4. Важно, чтобы ребенку нравились и игрушки, и сам процесс — позаботьтесь об этом. А также искренне покажите, что вам это тоже приносит неимоверное удовольствие.
  5. Нельзя заставлять маленького ученика. Дайте ему право выбора. Возможно, он хочет рисовать, а не лепить — прислушайтесь к его пожеланиям.
  6. Выбирайте игры и занятия, подходящие по возрасту и развитию именно вашему ребенку.
  7. Старайтесь перепробовать как можно больше различных способов развития мелкой моторики.
  8. Но ни в коем случае не занимайтесь всем сразу.
  9. Не забывайте хвалить ребеночка за каждый успех — критика в этом деле абсолютно неуместна!
  10. Контролируйте время — оно для каждого ребенка индивидуально. Не пересиживайте и не переутомляйте его.
  11. И не ограничивайте детей в проявлении инициативы и фантазии!

Для развития мелкой моторики нам подойдут различные игры, приведенные в предыдущих статьях. В частном детском саду «Планета детства Самара» используются игры с крупами, и бусами, поделки из природных материалов, пальчиковый театр, раскраски и штриховки, пластилин, составление картинок из пазлов, аппликация.

В дальнейшем — вязание крючком и спицами, письмо, макрамэ, шитье. Спектр занятий, развивающих мелкую моторику — очень разнообразен. И, если Вы, мои дорогие родители, будете уделять ребенку ежедневно по 15-30 минут для занятий по мелкой моторике, то вы увидите, как ребенок на глазах будет меняться к лучшему. Хорошо развитая речь и воображение, логика и способность делать выводы — вот какими будут результаты лишь небольших, но каждодневных усилий.

Поставьте же перед собой цель — уделить занятиям “мелкая моторика с малышом" полчаса в день. Полчаса: сегодня лепка, завтра рисование и пазл, послезавтра мешочки с крупой, потом пальчиковый театр и опять лепка. Затем посмотрите, что будет с вашим ребенком через три месяца. Вы поразитесь прогрессу, который с ним произойдет.

И если ребенок научится хорошо выполнять все эти движения, брать и перекладывать мелкие предметы, перебирать их пальчиками, то его в жизни будет гораздо проще научить делать очень сложные вещи.

Помните, что любой процесс обучения требует массу терпения и труда. Будьте мудрыми, внимательными и любящими родителями. Не пренебрегайте навсегда уходящим временем — используйте его рационально. Запишите своего ребёнка на развивающие занятия в детский клуб «Планета детства Самара». Опытные педагоги помогут Вашему малышу освоить различные действия с мелкими предметами, развить глазомер и ловкость рук, научиться вести себя в коллективе в ненавязчивой для маленького человечка игровой форме. Многие родители наших учеников отмечают, что после клубных занятий их дети начинают правильно держать ложку и карандаш, самостоятельно одеваться и, что, пожалуй, является самым главным, чётко выражать свои мысли. Используйте любую возможность для развития Вашего ребёнка, ведь это такое счастье — наблюдать, как он растет и развивается!

926